Предварительная подготовка к оформлению
Для регистрации бизнеса в виде общества с ограниченной ответственностью необходимо пройти следующие шаги:
- решить предварительные вопросы, без которых регистрация ООО в налоговой невозможна;
- оформить необходимый пакет документов;
- передать собранный пакет документов на регистрацию ООО в ИФНС.
Пройдемся кратко по всем трем шагам, делая акцент на способе регистрации ООО - онлайн на сайте налоговой.
Перечень предварительных вопросов и их решение едины для любого способа регистрации ООО в ФНС.
Вынесем в таблицу эти вопросы и пояснения:
СПИСОК ВОПРОСОВ, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО РЕШИТЬ, ПРЕЖДЕ ЧЕМ РЕГИСТРИРОВАТЬ ОООВыбрать название для будущей фирмы |
Не все наименования можно зарегистрировать. Законодательство устанавливает запрет на использование в названии организаций следующих наименований: – иностранных государств; – органов государственной власти; – общественных объединений |
Определиться с количеством участников и размером их долей, а также размером уставного капитала |
– Участников ООО может быть от 1 до 50. Без хотя бы одного участника ООО существовать не может. – Участником может быть как физическое, так и юридическое лицо. – Распределение долей между участниками может быть любым. – Доли вносятся каждым участником в течение четырех месяцев с открытия ООО. – Минимально допустимый уставный капитал для ООО — 10 тыс. руб. |
Выбрать юридический адрес ООО |
Юридический адрес — это адрес места нахождения единоличного исполнительного органа (генерального директора), то есть адрес, по которому с фирмой всегда можно связаться. Именно туда будет направляться вся юридически значимая корреспонденция. Юридическим адресом может быть: – собственное помещение фирмы; – арендованное фирмой помещение; – домашний адрес генерального директора |
Выбрать ОКВЭД | Для ведения деятельности необходимо выбрать один ОКВЭД. Он будет основным. Также можно добавить дополнительные ОКВЭД. Их количество не ограничено |
Решить, кто будет генеральным директором | Таковым может быть как участник ООО, так и сторонний человек |
Выбрать систему налогообложения | Для ООО доступны общая система налогообложения, упрощенная система налогообложения и единый сельскохозяйственный налог. Выбор системы налогообложения определяется самостоятельно. Если организация подходит под условия применения спецрежимов, она может их выбрать. Если условия применения спецрежимов не соблюдены, то для организации остается только применять ОСНО |
Документы, необходимые для регистрации ООО
Состав документов не меняется в зависимости от способа регистрации ООО - электронно или на бумаге.
Вынесем в таблицу перечень необходимых документов с пояснениями:
ДОКУМЕНТЫ, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО СОБРАТЬ ДЛЯ РЕГИСТРАЦИИ ОООУстав< | Если организация предполагает использовать не типовой устав, а собственный, то он должен быть приложен к документам на регистрацию ООО. Если организация будет работать по одному из типовых уставов, то прикладывать его отдельным документом не надо. Типовые уставы утверждены приказом Минэкономразвития России от 01.08.2018 № 411 |
Решение или протокол о создании организации | Решение составляется, если в ООО будет единственный участник. Несколько учредителей подписывают протокол об учреждении ООО |
Заявление о регистрации по форме Р11001 | Данная форма утверждена приказом ФНС России от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617 |
Паспорта участников | |
Подтверждение юридического адреса | Закон не требует предоставления подобных документов, но налоговики на местах зачастую хотят видеть подтверждение вашего права на юридический адрес. Это может быть документ о праве на собственность или гарантийное письмо от арендодателя |
Уведомление о применении специальных налоговых режимов | Если не подать такое уведомление вместе с документами на регистрацию или в течение 30 дней после регистрации, то организация окажется на общей системе налогообложения |
Как правильно перейти на УСН в момент регистрации ООО, читайте в нашей статье .
Как подобрать устав, мы писали здесь .
При регистрации ООО необходимо уплатить госпошлину в размере 4 тыс. руб. Но такая обязанность возникает только в том случае, если документы подаются лично в налоговую. При регистрации ООО через сайт налоговой платить пошлину не надо.
Итак, представление о необходимых документах есть. Каким образом можно передать их в налоговую?
Способы регистрации ООО онлайн
После того, как учредители ООО определятся с названием, юридическим адресом, системой налогообложения, кодами ОКВЭД и размером уставного капитала, фирму нужно зарегистрировать. Если они подают документы удалённо: на сайте налоговой или Госуслугах, через нотариуса, МФЦ, то госпошлину платить не нужно — пп. 32 п. 3 ст. 333.35 НК РФ.
На сайте налоговой или через Госуслуги
Чтобы подать бесплатную онлайн-заявку на открытие ООО, нужно зарегистрироваться на сайте налоговой или войти по учётной записи Госуслуг. Затем найти сервис «Государственная регистрация ЮЛ и ИП», выбрать регистрацию юридического лица и заполнить заявку.
Аналогичная услуга регистрации ООО есть на Госуслугах. Нужно войти под своими логином и паролем, а затем найти нужный раздел. После того, как нажмете кнопку для заполнения заявки, портал направит на сайт ИФНС.
Документы подают в регистрирующий отдел ФНС по месту нахождения будущего ООО. Заявление формируется автоматически на сайте. Для этого нужно заполнить все поля online-заявки — наименование юридического лица, сведения об учредителях, налоговый режим. Здесь же можно выбрать типовой устав для своего общества — ответьте на несколько вопросов, и сервис предложит подходящие варианты.
Чтобы зарегистрировать ООО онлайн, всем учредителям нужно подписать документы усиленной квалифицированной электронной подписью (ЭЦП).К заявке прикладывают:
- заявление по форме Р11001;
- устав ООО;
- решение о создании общества — если учредитель один;
- протокол об учреждении общества — если учредителей два и больше;
- гарантийное письмо или согласие собственника на регистрацию ООО по указанному адресу.
Нужно учитывать требования налоговой к формату документов. Например, можно прикладывать файлы только в формате tif или pdf.
Если заявка оформлена верно, к ней приложены все требуемые документы, организацию регистрируют в течение трёх дней. Результат рассмотрения направят на электронную почту, которую вы указали в заявлении. Если организацию зарегистрировали, к письму будут приложены лист записи в ЕГРЮЛ, устав ООО с отметкой о регистрации и свидетельство ИНН новой организации. Все документы должны быть заверены электронной подписью налоговой инспекции.
Если самостоятельно оформить заявку не получается, можно обратиться за помощью в банк, где вы планируете открыть расчётный счёт организации. Например, сервисы электронной регистрации ИП и ООО есть в Сбербанке и Тинькофф Банке. В этих сервисах проще сформировать заявление, а если возникнут трудности, поможет персональный менеджер. Правда, банки предоставляют услугу только при регистрации ООО с одним учредителем.
Через нотариуса
Если не у всех учредителей есть ЭЦП, можно подать онлайн-заявление на сайте, а документы передать через нотариуса. Когда заполняете электронную заявку на регистрацию ООО, выберите способ подачи документов — через нотариуса. Затем найдите в списке ближайшую нотариальную контору и запишитесь на прием.
С собой нужно взять паспорт и указанные выше документы в оригинале. Если за кого-то из учредителей действует представитель, потребуется нотариальная доверенность.
Нотариус заверяет подписи учредителей своей цифровой подписью и отправляет бумаги на регистрацию. Оплачивать государственную пошлину не нужно, но за нотариальные услуги придется заплатить — их стоимость зависит от региона, в среднем около 3700 ₽.
Через МФЦ
Этот способ тоже подойдёт, если не у всех учредителей есть ЭЦП. Когда заполняете заявку, нужно выбрать способ подачи документов на регистрацию — через МФЦ. Затем записаться на приём по телефону, через приложение или Госуслуги. Обратите внимание, что не все многофункциональные центры принимают документы на регистрацию ООО.
Всем учредителям нужно прийти в МФЦ в назначенное время и подать заявление. С собой нужно взять те же документы, что и при регистрации ООО через нотариуса. Сотрудник МФЦ направит документы в налоговую.
Так как центр выступает посредником, на пересылку бумаг потребуется время. Срок регистрации увеличивается до 5-7 дней. В какой день подойти за документами, будет указано в расписке о получении документов.
Если у вас нет ЭЦП, возможно подать заявку на регистрацию ООО на сайте, а документы передать в ФНС лично. Но в этом случае придётся оплатить стандартную госпошлину 4000 ₽.
Плюсы и минусы дистанционной регистрации ООО
Главный недостаток электронной регистрации — всем учредителям нужно получить ЭЦП и установить на компьютер специальную программу. Если цифровой подписи нет, всё равно придется идти к нотариусу или МФЦ. С другой стороны, ЭЦП потом пригодится — чтобы подписывать договоры, подавать заявления через интернет, обмениваться конфиденциальными документами с партнёрами.
Также нужно разобраться, как оформить заявку, и правильно отсканировать бумаги. Если заявление заполнено неправильно или к нему приложены не все документы, в регистрации ООО откажут.
Из плюсов — не нужно платить государственную пошлину 4000 ₽. Чтобы заполнить заявку через интернет, нужно меньше времени, чем на поход в налоговую.